Система воспитания Макаренко

Макаренко Антон Семенович – педагог и писатель, живший в эпоху Сталина. Он родился 1 марта 1888 года в Харьковской губернии. Уже с младых лет Макаренко считал, что достойный человек может вырасти только благодаря правильному воспитанию. Он руководил учреждениями, в которых содержались малолетние правонарушители, однако благодаря своим методикам ему удалось перевоспитать многих из них. Под его началом также перевоспитывались воры и беспризорники в украинских колониях.

Читайте по теме: что нужно делать мужчине, чтобы стать хорошим отцом

В свое время его система воспитания стала «новым словом в педагогике». Антон Семенович сумел найти один из мощнейших воспитательных рычагов – самое главное для него, был – коллектив, перед ним необходимо было ставить важнейшие задачи. В своих пособиях Макаренко говорит о том, что главное в воспитании – обучать свое дитя с раннего возраста, воспитывать правильно, ведь легче всего не упустить, не «прозевать», чем наверстывать упущенное и заниматься перевоспитанием.

Воспитать ребенка – дело не трудное, если этого действительно хотеть. Гораздо сложнее ребенка перевоспитывать. Для этого нужно знать больше, иметь больше терпения, потому что такая работа тратит родительские нервы и ухудшает характер. Решающий фактор в воспитании – поведение родителей, ведь они обучают свое чадо не только тогда, когда проводят с ним разъяснительные или поучительные беседы. Ребенок наблюдает за тем, как взрослые одеты, как разговаривают между собой и с другими людьми, как ведут себя, когда огорчены или рады, как ведут себя в быту. Для него это имеет важное значение.

Читайте так же: в чём особенности современного воспитания школьников?

Основные идеи воспитания Макаренко

Антон Макаренко

Антон Макаренко

Основными идеями системы Макаренко, как уже говорилось, являются идеи воспитания в труде, коллективе, трудовое воспитание. При этом надо учитывать, что каждый мог выбрать дело себе по душе, а плодами своей деятельности распоряжаться самостоятельно. В своих лекциях он говорил,правильное воспитание – трудовое воспитание. Это основной элемент, который должен проводиться в воспитательных работах. По мнению Макаренко, трудолюбие важно именно воспитать в своем чаде, само оно никак не проявится. Труд должен доставлять положительные эмоции и радость, давать возможность на творческое проявление себя, раскрывать возможности личности, заложенные в ней. Так же важным фактором является осознанное отношение к труду, любовь к выполняемой работе, понимание пользы выполняемого труда. Этого добиться можно тогда, когда работа для человека является привычной, когда человек ее не боится, и ощущения усилия ему свойственны. В общем и целом, в системе Макаренко можно выделить три важных принципа:

  • Самоуправление
  • Ответственность коллектива – если один совершил ошибку, то отвечает весь коллектив
  • Сколько работал – столько заработал, от качества труда зависит качество благосостояния (питание, одежда, развлекательные мероприятия). Конечно, должен быть выбор для поиска работы, подходящей по душе. При этом дети распоряжаются своими плодами самостоятельно.

Благодаря своей системе, Антон Семенович утверждал, что ему удавалось за короткий период времени, месяцы провести успешное воспитание даже трудных подростков – якобы, те начинали осозновать свои полномочия, свою ответственность. При этом он отмечал, что сам процесс воспитания довольно большой – как в частности, так и в общем.

Очень интересный материал: гигиеническое обучение и воспитание детей

Воспитание в колониях носит весьма жесткий характер, это объяснялось тем, что подобная атмосфера была гораздо более пригодна и самому подростающему поколению тех лет. Самое главное в дисциплине – её полное соблюдение, и сами учащиеся были в этом крайне заинтересованы. Если говорить о наказаниях, то они не носили унизительный характер. Максимум, что могло быть – это бойкот, но и им воспользовались лишь в крайних случаях.

Методы воспитания Макаренко

Воспитание по Макаренко

Воспитание по системе Макаренко

В своих работах Макаренко старается писать о применении различных способов. К ним относятся такие методы, как пытаться приучать ребенка, убеждать его, доказывать свою правоту, поощрять положительные действия, одобрять их, намекать на то правильно он поступает или нет (он может быть как прямым, так и косвенным), а так же наказание. Но при использовании этих методов в семье часто происходят «перегибы», когда родители злоупотребляют тем или иным режимом, что наносит значительный вред воспитанию. Конечно, не исключены те моменты, когда в семье уместен «перегиб» в нежности, общении, и даже уступчивости. Но все же, Макаренко говорит о том, что когда дело доходит до соблюдения режима, появляется одна главная, и необходимая форма воспитания – приказ или другими словами распоряжение. Родители должны научиться отдавать распоряжения, когда ребенку исполнится полтора-два года. Главное требование к распоряжению-обязательность выполнения и невозможность для родителя пустить его на самотек или забыть о нем. Требовательность к своему собственному сознанию, к своей любимой семье, контроль над своими действиями – единственно верный и главный способ воспитать в себе хорошего человека!

Каким должно быть дошкольное воспитание детей? Обсудим в соседнем материале.

Лекции Макаренко о воспитании

В своих лекциях Макаренко поднимает важнейшие темы состояния семьи и того, как нужно проводить воспитательные работы. Одной из таких тем он определяет тему о половом воспитании. Этот вопрос многие педагоги считают очень сложным, но по мнению Антона Семеновича, решить его достаточно легко, важно приложить совсем немного усилий. Сложным его делают родители сами для себя, когда начинают рассматривать его отдельно, выделяют из массы других тем. Получается, что сами родители дают возможность ребенку принять эту тему, как что-то загадочное и недоступное.

Для корректного решения проблемы полового воспитания, семья должна точно представлять себе цель, а когда понятной станет цель, вы спокойно найдете пути решения проблемы. Сущность цели-донести до ребенка каноны общественной нравственности, призывающей к гармоничным отношениям между мужчиной и женщиной, главным предметом взаимодействия между которыми должны быть любовь и семья.

На нашем сайте вы также можете прочитать о гендерном воспитании. Это интересно!

  1. А кто говорит, что он был жесткий или деспот какой то? Сказать ребенку, что он должен убирать за собой, помогать, делать по дому определенные обязанности(всегда), слушать беспрекословно родителей, в конце концов, это что бесчеловечно? воспитываем детей “человечно”, а потом сами родители страдают.

    Ответить
  2. Для начала стоит почитать его труды. В первую очередь “Педагогическую поэму”. И станет понятно, за что его воспитанники так боготворили Антона Семёновича. Дай бог такие отношения со своим ребёнком установить…

    Ответить
  3. А я согласна! Не помешал бы сейчас этот Макаренко! А то дети совсем распустились. На нынешних мужиков посмотришь и не понятно – мужик он или баба! Посему надо жестко всех дисциплинировать!!

    Ответить
    • А может не надо?))) Может, не всех?)) Всё-таки дети ничем не провинились, выражаясь словами одного ведущего: “Такие времена!”

      Ответить
      • Дети не провинились, но дисциплину надо воспитывать с детства) и если Макаренко это может – то почему бы и нет?

        Ответить
  4. Судя по фотке, этот Макаренко прям очень жесткий был)) второй Дзержинский! Но я не сторонница таких воспитаний. Как-то по человечней всё должно быть!

    Ответить
    • Интересное замечание! “Судя по фотке Макаренко – это Дзержинский”! Давайте Вы сначала почитаете что-нибудь из его трудов, ну или посмотрите фильм, а потом будете писать глупые комментарии. Макаренко А.С. – это педагог – новатор. Его методы приняты и воспользуются уже почти 100 лет не только в России, но и во всем мире.

      Ответить
  5. Правильно-правильно! И розгами, розгами! Чтобы знали! Не хватает дедушки Макаренко сейчас, он бы навел порядок.

    Ответить
  6. Так можно только инвалидов воспитать. Вот зачем тут Макаренко этот нужен? Хотя не спорю дисциплина нужна.

    Ответить
    • Из вас уже воспитали инвалида ума.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.